14 июля 2020

Игровые технологии и умение зацепить аудиторию: современные подходы в наставничестве

Игровые технологии и умение зацепить аудиторию: современные подходы в наставничестве

На площадке Общественной палаты РФ прошел вебинар рабочей группы ОП РФ по реализации всероссийского проекта «Эстафета поколений». Эксперты обсудили современные технологии работы с молодежью и ветеранским сообществом.

Открывая заседание, руководитель всероссийского проекта «Эстафета поколений» Александра Ванюкова обратила внимание на интерес, который вызывают проводимые вебинары в рамках проекта, и на то, что количество участников от вебинара к вебинару растет.

Первый заместитель Секретаря ОП РФ, руководитель рабочей группы, Герой России Вячеслав Бочаров отметил важность диалога на одном языке наставника и молодежи:

«Тематика развития современных технологий воспитания и наставничества весьма острая в настоящее время. Сейчас уже начали работать федеральные молодежные форумы, оживилась работа после периода пандемии. Время на самоизоляции помогло нам еще раз обдумать и проанализировать свои взгляды на вопросы наставничества».

Говоря о планах реализации проекта «Эстафета поколений», Александра Ванюкова рассказала, что 30 июля планируется провести церемонию награждения лидеров проекта по итогам 2019 года. А с 2 по 4 сентября во Владивостоке состоится форум ветеранского сообщества, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.



Артак Айвазян, эксперт всероссийского проекта «Эстафета поколений», член рабочей группы ОП РФ, эксперт федерального агентства по делам молодежи, рассказал о новых технологиях и подходах в образовании и наставничестве подростков и молодежи. Он отметил, что в современных реалиях все большую роль играет способность ментора замотивировать своих слушателей, по-новому преподнести информацию и быть готовым к скепсису со стороны молодых людей.

«Мы говорим о технологиях и технических подходах работы с молодежью, а не просто формах и методах. Ключевой момент внедрения технологического аспекта в гуманитарном плане — это изменения и переработка, перенастройка человека. Речь идет об изменении сознания. Технология — это совокупность методов. Здесь важны итоги, наставник ориентируется на результат, который должен быть измерим», — считает Артак Айвазян.

По мнению эксперта, сегодня два вектора движения: глобализация и локализация. Молодые люди из любой точки планеты, сидя в Интернете, имеют одно и то же информационное поле и одновременно могут думать об одном и том же. Второй процесс — это сохранение уникальности и собственной идентичности.

«Воздействовать на человека через информационное пространство сегодня стало очень легко, — подчеркивает член рабочей группы ОП РФ. — Наша задача стать субъектом, источником информации. Каждый день человек делает выбор между универсальностью в эпоху глобализации или пытается сохранить свою уникальность и аутентичность».

«Современные источники информации — это школа, книги, СМИ и Интернет, а также источники из других стран. Молодой человек рассматривает слова заслуженного преподавателя только как один из источников, с долей скептицизма и всю информацию перепроверяет в Интернете. Поэтому сегодня так важна проблема мотивированности молодежи к получению новых знаний. Учителю необходимо доказать, что его информация интересная, верная, ее необходимо преподнести удобно или необычно. Сегодня информационный поток движется с огромной скоростью, из-за этого наша память работает в новых для нас условиях. Молодежь получает большой объем информации, из которой выбирает для себя наиболее актуальную. Поэтому изначально она не замотивирована слушать спикера. Важно зацепить аудиторию, воздействовать эмоционально», — уверен эксперт. 

На сегодняшний день более эффективными инструментами воздействия на аудиторию, по мнению Артака Айвазяна, являются игры, распределение ролей, проектные технологии, игровые обучающие семинары, интерактив со слушателями и т.д. Особенно важным эксперт отметил адаптацию материала для разной аудитории.
 
В ходе вебинара прозвучал вопрос о том, как работать с родителями детей. Артак Айвазян отметил, что данная ниша пока не заполнена и это направление недостаточно задействовано.
 
Относительно дистанционного обучения эксперт сказал, что в сети Интернет объединить школьников или студентов очень сложно, почти невозможно. По его словам, если они заранее не замотивированы, то эффективность донесения информации очень низкая. Роковую роль в этом сыграли три месяца пандемии. Для удаленного образования важна мотивация, осознанное отношение к образованию, у детей это проявляется редко. Для взрослого замотивированного человека — это удобный способ получить второе-третье образование, так как можно учиться быстрее и в удобное для себя время. Кроме того, для детей возникает проблема социализации и коммуникации со сверстниками. Отсутствие коллективного процесса образования негативно отражается на усвоении материала. В современном мире важен наставник и коуч, который сопровождает ребенка или группу, помогает социализироваться. Учиться в школе необходимо офлайн, но, возможно, с небольшим внедрением дистанта для подготовленных к этому молодых людей.

Участники также пришли к выводу, что разновозрастные группы могут эффективно работать. Поэтому взаимодействие ветеранских и молодежных организаций очень полезно для обеих сторон. Так, по мнению спикера, сотрудничество студентов с молодыми преподавателями эффективнее, нежели с именитыми профессорами, потому что информация получается в процессе совместной работы, а не сверху вниз.