11 ноября 2020

О преобразовании системы студенческого самоуправления рассказал Павел Красноруцкий

О преобразовании системы студенческого самоуправления рассказал Павел Красноруцкий

Председатель Российского Союза Молодежи, член Общественной палаты РФ  Павел Красноруцкий на сайте Общественной палаты Российской Федерации поделился мнением об интеграции управленческого опыта в индивидуальную образовательную траекторию студента:

«Непрерывное и многовекторное образование, максимальное включение в обучение практического контента и возможность менять направление подготовки в вузе — это реальность высшей школы XXI века, которая во многом продиктована ожиданиями и требованиями работодателя. Но если мы говорим, что на рынке труда существует запрос на управленческие компетенции специалистов, то почему-то забываем, что студент по своей сути уже отчасти управленец. 

В Федеральном законе «Об образовании» закреплены понятия «студенческий совет» и «совет обучающихся», а в «Основах государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» студенческое самоуправление определяется как институт гражданской самоорганизации. Непосредственной площадкой по реализации гражданских инициатив студентов являются вузы. О чем речь? Студенты де-юре соуправляют образовательной организацией на уровне ректората, имея все основания участвовать в принятии ключевых решений через своих представителей и выносить на рассмотрение важные для своего сообщества вопросы. Де-факто мы имеем студенческие советы в том или ином виде во всех университетах страны, которые в основном занимаются ивентами, проектами… Чем угодно, только не управлением, не решением сутевых проблем и потребностей всего студенческого сообщества.

Важное уточнение — изобретать велосипед не нужно. Базовая методика работы студсоветов давно существует, хотя и требует обновления в соответствии с реалиями. Консультировать и сопровождать вузы, готовые передать студсоветам их истинные функции, может и готов Российский союз молодежи. Об этом я рассказывал буквально на днях на большом форуме в Нижнем Новгороде, где присутствовал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, ректоры и проректоры российских университетов.

Могу с уверенностью утверждать, что назрела необходимость перезагрузки системы студенческого самоуправления и максимального использования ее потенциала. В том числе и в удовлетворении запроса, который сейчас выявляется в студенческой среде — запроса на справедливость, доступ к информации. Начать нужно с прямых студенческих выборов руководителей студсоветов и их последовательного обучения. Кстати, эти предложения поддержаны на недавнем заседании Общественного совета при Минобрнауки России, чтобы привлечь к теме профессиональное сообщество.

Сразу оговорюсь, для руководства университетов это тоже своего рода вызов. Вот практически цитирую вопрос коллег: «Мы сейчас выберем руководителей студсоветов. И они начнут нам диктовать условия и задавать неудобные вопросы?» Конечно. И должны. Но давайте будем откровенны — пусть они это делают прямо, в диалоге, нежели в неконструктивном контексте. А уж желающих переключить на себя внимание молодежной аудитории и направить ее в негативное русло, все мы видим, немало.

После обновления студсоветы должны стать рабочим механизмом для решения самых жизненных вопросов студенчества. Это и быт (стипендии, общежития, отчисления и т. д.), и вопросы качества образовательного процесса, и атмосфера в сообществе. Так, участие студенческих лидеров в разрешении конфликтных ситуаций поможет эффективнее их решать. И на чем хочу отдельно сделать акцент: студенческое самоуправление — это одна из площадок в университете, которая способна предоставить молодому человеку возможность реализовать свои инициативы, а также сформировать необходимые компетенции для получения востребованной и высокооплачиваемой работы. Система органов студенческого самоуправления может быть кузницей кадров для сферы государственной молодежной политики и дополнить индивидуальную образовательную траекторию молодого человека управленческим опытом».